Норма зрения у детей - Вижу супер
Меню

Норма зрения у детей

норма зрения у детей

Какова норма зрения у детей, спрашивают многие молодые родители. Часто их пугает тот факт, что новорожденный или годовалый малыш плохо видит, не замечает некоторых предметов. Однако, это часто является нормой.

Ниже приведены стандарты зрения для детей всех возрастов.

норма зрения у детей

Какое зрение у новорожденного ребенка

У малыша до года зрение, как и само глазное яблоко, только формируется. Врачи роддома при первой проверке удостоверяются в наличии реакции зрачка на свет. Понять более подробно, какое зрение у новорожденного ребенка, нельзя. Глаза новорожденного не в состоянии воспринимать картинку полноценно. Младенец не видит предметов, их форм и размеров. Все, что он может заметить – это темные и светлые пятна.

В один месяц глаза грудничка начинают фокусироваться на предметах.

В два-три – он уже следит за движущимися объектами.

С каждым месяцем зрение улучшается, малыш различает людей, узнает родных. Строение глазных яблок ребенка со временем меняется. В первые дни жизни они имеют слегка укороченную форму, но затем удлиняются. У новорожденных световые лучи фокусируются не на сетчатке, как у взрослых, а за ней. Из-за этого все груднички дальнозорки – чем ближе предмет, тем хуже они его видят.

Зрение у детей в 1 год: норма и отклонения

К первому дню рождения дальнозоркость значительно ослабевает, однако не проходит полностью. Ребенок может уверенно ходить или ползать, но если он все еще натыкается на предметы, волноваться не стоит, это норма зрения у детей его возраста.

Зрение у детей в 1 год в норме позволяет различать формы и цвета предметов, но они плохо распознают размеры. Заподозрить нарушение зрения стоит, если малыш не узнает родственников, когда они молчат. Возможно, он отличает их от посторонних только по голосу, что говорит о плохом зрении.

К двум годам ребенок распознает расстояние от себя до окружающих предметов, что позволяет ему более-менее свободно передвигаться. Малыш может замечать и копировать мимику и жесты родителей. Однако, острота зрения обычно не превышает 0,3-0,5 (норма для взрослого – 1,0).

Норма зрения у ребенка в 3 года

Физиологическая дальнозоркость у трехлеток либо проходит полностью, либо проявляется незначительно. Окончательно формирование глаза завершается в три-пять лет. Они приобретают нормальные параметры пропорционально размерам головы и всего тела.

Норма зрения у ребенка в 3 года – это способность различать все окружающие предметы, оценивать размеры. В этом возрасте крайне важно понять, развито ли его зрение. Дело в том, что в три года детсадовец уже оценивает и описывает объекты, события, впечатления. Если он не видит окружающего мира, ему нечего описывать. Это негативно влияет еще и на дальнейшее развитие речи, мышления, логики.

Диагностика проводится при помощи таблицы Орловой. В ней вместо букв – простые картинки. Алгоритм проверки такой:

  • распечатать таблицу на принтере;
  • повесить на стене на уровне детских глаз;
  • поставить ребенка перед ней на расстоянии 5 метров;
  • опросить рассказать, какие изображения он видит и на какой строке.

Как правило, в сети таблицы приведены уже в нужном масштабе. Скачав их, размеры выставлять не нужно. Нормой считается распознавание картинок на 7-8 строке. Ничего страшного, если последнюю строку юный пациент рассмотреть пока не может, норма зрения у детей трех лет это допускает.

Зрение детей от трех до семи лет

В этом возрасте глаза подвергаются нагрузкам: ребенок просматривает книги и мультики, рисует, учится читать и писать. Занятия нужно прерывать на гимнастику, прогулки, общение. Полезен любой отдых для глаз.

Норма зрения у детей семи лет – 1,0, как и у взрослого, но у первоклашек велик риск развития близорукости ввиду нагрузок во время обучения. Потому, проверять зрение школьников нужно не реже двух раз в год. При выявлении негативных симптомов – четырех раз в год.

Норма зрения у детей школьного возраста

По статистике близорукость чаще всего диагностируется в период от 7 до 10 лет. Затем вероятность миопии постепенно снижается, но при наличии следующих факторов остается на протяжении всей жизни:

  • постоянные нагрузки на зрение при чтении, работе за компьютером и просмотре телепередач;
  • наследственной склонности;
  • неправильном питании.

Если у одного из родителей, бабушек или дедушек, была диагностирована миопия, вероятность ее развития у ребенка очень велика. В такой ситуации необходимо регулярно проверять его зрение дома и у офтальмолога. Рацион школьника должен включать в себя полезные продукты, богатые витаминами, белками, жирами, углеводами.

Важно, чтобы питание было сбалансированным и разнообразным. Если ребенок не любит какие-то продукты и не ест их, следует выяснить, какие полезные вещества в них содержатся, и давать ему в виде БАДов. Лучше всего проконсультироваться с офтальмологом и педиатром.

О витаминах для детей при близорукости читайте в статье по ссылке.

Характеристика детей с нарушением зрения

У детей со слабым зрением большая часть информации воспринимается через слух и осязание. Их представление об окружающем мире отличается от представлений детей с нормальным зрением. Полностью слепые дети с легкостью распознают разных птиц или машины разных типов по звуку, что редко удается зрячим детям, которых этому специально не учили.

Также они лучше других людей распознают запахи. Слабовидящие и слепые дети могут неправильно воспринимать речь окружающих, не понимать некоторые слова. Дело в том, что они не сопоставляют слова с реальными предметами, действиями и событиями, поскольку не видели их.

В результате, иногда они не понимают, о чем им говорят. Обучение таких детей требует специальной квалификации преподавателя. У некоторых деток заметно отставание в росте и весе, объеме грудной клетки и, как следствие, легких.

При отсутствии физической активности проявляется сутулость, ослабление мышц, слабость. Практически отсутствует мимика и жестикуляция. Такова примерная характеристика детей с нарушением зрения, но возможна и иная картина.

О чем нужно помнить родителям

При всех ограничениях, для развития незрячих и слабовидящих детей необходима регулярная активность: движения, спорт, игры и прогулки. Благодаря этому, у них развивается координация, ориентация в пространстве, укрепляются мышцы.

При этом перегрузки тоже могут повлиять негативно. В день достаточно часа прогулок и активности на воздухе или в зале. Важно, чтобы каждую минуту своей жизни, особенно во время обучения чему-то новому, ребенок знал, что с ним рядом есть помощники. Он должен понимать, что при неудачном движении его подхватят, остановят, что он не получит травму. Нужно правильно выбирать игрушки. Пусть это будут яркие предметы с разными фактурными поверхностями, различных форм и размеров.

Хорошо подобрать игрушки со звуковыми эффектами и музыкой.

Психика слабовидящего ребенка

Несмотря на наличие физической активности и обострение остальных пяти чувств, развитие детей с патологиями зрения проходит замедленно, так как получаемой информации все равно не хватает. Возможны отклонения в развитие памяти и внимания. Ребенок с возрастом понимает, что он не такой, как его сверстники, и часто впадает в состояние депрессии. Особенно негативно воспринимаются насмешки ровесников, которые, к сожалению, периодически случаются в обществе детей. В такие моменты он особенно нуждается в поддержке родных.

Характерны импульсивность, раздражительность, резкость. Такие дети ранимы, болезненно воспринимают конфликтные ситуации. Замкнутость слабовидящих детей объясняется страхом самовыражения и новых насмешек, а также отсутствием понимания настроения собеседника. Поскольку больной ребенок вынужден запоминать информацию только на слух (а не на слух и зрительно, как здоровые люди), он может быть забывчивым и рассеянным. Зная свои особенности, он может счесть их недостатками и сторониться общества еще и поэтому.

Инвалид по зрению у детей: критерии

Инвалидность может получить ребенок, диагноз которого не предполагает улучшений зрения в ближайшее время. Причины нарушения зрения при оформлении инвалидности не учитываются. Согласно Федеральному Закону 95-ФЗ «О соцзащите инвалидов в Российской Федерации» от февраля 2006 года, инвалидами по зрению становятся дети со следующими показателями.

  • Третья группа – зрение 0,1-0,3, ширина поля зрения 20-40 градусов, вторая степень нарушения.
  • Вторая группа – зрение 0,05-0,1, поле зрение 10-20 градусов, третья степень патологии.
  • Первая группа – полная слепота или зрение до 0,04, поле зрение до 10 градусов, четвертая степень патологии.

Инвалидность положена людям, не имеющим возможности себя полноценно обслуживать, ориентироваться в пространстве и передвигаться. В будущем такие дети часто не могут получить образование и работу, которая могла бы их обеспечить. Поэтому, они нуждаются в пенсии от государства и помощи по интеграции в общество.

Это программы реабилитации для получения рабочих навыков от квалифицированных преподавателей, обучение общению, психологическая поддержка и т.д. В России всех детей и подростков до 18 лет с указанными критериями относят к категории «ребенок-инвалид». Группа присваивается только по достижению совершеннолетия. Если норма зрения у детей нарушена, нельзя оставлять это без внимания. Чем раньше диагностирована проблема, тем проще ее устранить. Своевременная помощь врача и дальнейшая профилактика – залог здоровья ребенка и его полноценной жизни.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *