Подвижные игры для детей с нарушением зрения являются очень важной частью развития. Они позволяют ребенку лучше адаптироваться к жизни, а также развить в себе качества, которые будут полезны и во взрослой жизни. Специальных игр, ориентированных на детей с патологиями зрения, не существует, потому они играют в такие же игры, как и их сверстники, обладающие нормальным зрением.
Однако, перед игрой необходимо учесть такие факторы, как серьезность нарушения зрительной функции, возраст ребенка и уровень его физической подготовки.
Есть несколько особенностей организации игрового процесса для детей, имеющих проблемы со зрением.
В первую очередь нужно знать, что при подвижных играх ребенок не должен стоять лицом к окну либо мощному источнику света. Яркий свет может способствовать рассеиванию внимания, что негативно сказывается на игровом процессе.
Также потребуется заранее оговорить с детьми условный сигнал, по которому будет начинаться игра — это может быть хлопок в ладоши, свисток, команда и прочее.
В процессе игры необходимо постоянно контролировать соблюдение правил и поведение участвующих детей. Также не следует забывать о важности перерывов, так как они позволяют не допускать переутомления и дают возможность проанализировать важные моменты.
Содержание статьи
Классификация игр для детей с нарушениями зрения
Все игры по их направленности можно условно разделить на несколько категорий, в числе которых:
- Игры для профилактики проблем с осанкой. Как правило, они подразумевают активное плавание либо лазание.
- Игры, помогающие сохранять правильное положение головы. Здесь дети должны проявлять меньшую подвижность, чем в предыдущем случае. Нужно фиксировать голову в заданном положении, а также выполнять наклоны и повороты. Еще один вариант — ходьба с мешочком, расположенным на голове, при этом задача ребенка заключается в том, чтобы не уронить его.
- Игры, рассчитанные на профилактику плоскостопия, также отличающиеся сравнительно небольшой подвижностью. К ним относят перенос небольших предметов в указанное место, перекатывание цилиндров, ходьба по карандашам и прочие упражнения для развития подвижности стоп.
- Игры, направленные на развитие способностей ориентироваться как в большом, так и в тесном пространстве.
- Игры, помогающие тренировать равновесие и сохранять устойчивость тела.
- Игры, способствующие развитию бинокулярного зрения, которые будут особенно полезны при сходящемся или же расходящемся косоглазии.
- Игры, способствующие улучшению глазодвигательной функции.
- Игры, позволяющие глазам расслабляться и отдыхать.
- Игры, развивающие ориентирование на слух.
- Игры, направленные на развитие двигательных функций.
Какие особенности имеют подвижные игры для детей с нарушением зрения
В таких играх рекомендуется использовать специализированный инвентарь, в том числе одноцветные мячи. Предпочтение обычно отдается оттенкам, благотворно воздействующим на сетчатку — зеленым, желтым, красным либо оранжевым.
Не менее широкое применение в этой области нашли цветные геометрические фигуры. Очень важно организовать игру так, чтобы она решала сразу несколько задач — ориентирование в пространстве, согласование действий в команде и прочее. При этом необходимо выделить главную задачу, на реализацию которой нужно делать основной упор.
Очень важный момент — нужно организовать игру так, чтобы в ней участвовали все дети, для чего потребуется квалифицированная оценка их способностей.
Также следует учитывать особенности поведения в игре детей с нарушениями зрения, которые в большинстве случаев боятся участвовать в таких мероприятиях. Здесь сказывается боязнь быстрого передвижения и столкновения с другими участникам игры, вырабатывающаяся за довольно небольшой промежуток времени.
Главной задачей взрослого человека, организующего игру, является решение именно этой проблемы, для чего требуется заинтересовать детей и вовлечь их в игровой процесс.
Существует два важнейших принципа, которым необходимо следовать при организации подвижных игр для детей с патологиями зрения:
- Требуется в обязательном порядке учесть характер и сложность нарушения зрения у каждого участвующего ребенка, и планировать игру исходя из этой информации.
- Нужно избегать чередования однотипных движений, поскольку они нагружают одну группу мышц, в результате чего ребенок очень быстро утомляется.
Особое внимание нужно уделить безопасности, для чего требуется обязательно ознакомить детей с правилами, которым необходимо следовать. При этом взрослый человек, ответственный за проведение подобных игр должен тщательно следить за тем, чтобы каждый участник, соблюдал правила. Если все эти условия выполнены, подвижные игры для детей с нарушением зрения приносят очень хорошие результаты.